На главную страницу


Церковь Преображения Господня на Взгорье в городе Боровске Калужской области
История храма

           Источник:    Портал Храмы России

Расположение

           Церковь Преображения Господня (на взгорье) в г. Боровске Калужской области расположена рядом с центральной площадью города на ул.Урицкого.
           Найти ее очень просто: стоящий на центральной площади памятник Ленину, указывает своей рукой в сторону храма.
           Сам храм находится на горке за Автостанцией, рядом с поворотом дороги на ул. Берникова. За храмом расположен Текиженский овраг. Если идти от центральной площади, за храмом между домами идет тропинка к роднику в Текиженском овраге.


Первые упоминания
Источник:    Страница сайта Храма свв. кн. Бориса и Глеба

           В Дозорной книге 1621 г. значится, что на посаде к 1610 году на Спасской улице была церковь Преображения Спаса, и «та церковь в приход крымских людей сгорела».
           Настоятель был убит в Пафнутьевом монастыре иноверцами.
           Вполне возможно, что храм долгое время не могли восстановить и лишь в начале XVII века был построен новый, который значится в документах за 1746 год как деревянное строение.


Каменный храм

           Долгое время храм не восстанавливался. Видимо, деревянный храм обветшал, его разобрали и лишь в начале 18 века “церковь Преображения Господа, что на Взгорье”, была выстроена заново, о чём свидетельствует переписная книга 1723 года.

           В 1804 г. по прошению священника храма Гаврилы Семенова и на деньги московского купца Василия Степановича Просвирьина возвели новый, но уже каменный храм, Спаса Преображения с двумя приделами:
           в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя апостолов Петра и Павла. «Преображенский сей, на взгорьи, храм один из богатых и более других обеспечен по Боровску. Имеет и хорошую утварь и хорошую ризницу от щедрот того же благотворителя...»
           Помимо прочего, около колокольни стояла крытая железом (по тем временам – роскошь необыкновенная) деревянная сторожка и сарай для дров, близ алтаря была выстроена еще и часовня.
           Церковь была выполнена в формах провинциального классицизма, его наружная отделка скромна и лаконична.


Архитектор И.Д. Ясныгин
Источник:    Страница сайта «Сельцо КутЪповское»
Источник:    Страница сайта Путешествия по России

           По представлению наместника М.Н.Кречетникова 30 декабря 1784 года Иван Денисович Ясныгин был определён в штат калужского губернского архитектора.
           Имеются данные, что он, в своё время, был учеником выдающегося зодчего В. И. Баженова.
           С начала нового 1785 года он приступил к исполнению архитекторских обязанностей, а должность калужского архитектора занял в 1796 году. Эта напряжённая творческая деятельность продлится до 1822 года - долгие 38 лет.
           В 1824 году, на 79 году жизни он скончался и был похоронен в Калуге в некрополе Лаврентьевского монастыря.
           На плечи Ясныгина была возложена большая нагрузка:
           За время его деятельности было заложено и построено вновь 141 только каменное культовое здание в Калужской губернии.
           В том числе в Боровском уезде им было построено заново 19 зданий.
           И.Д.Ясныгин был в то время единственным квалифицированным архитектором.
           Губернатор Калуги А.Л. Львов в записке "О чиновниках Калужской губернии, в продолжение 1809 года трудами своими и усердием к службе отличившихся" пишет о нем, что "при множестве казённых строениях, в здешней губернии производившихся" тот работал, "не имея при себе даже помощника".

           Война 1812-1815 годов оставила на калужской земле тяжелые следы.
           Были сожжены деревни и города, в пепле лежали Малоярославец, Боровск, Тарутино.
           Ясныгин восстанавливал постройки Пафнутьева Боровского монастыря и гражданские дома в городе Боровске, участвовал в сооружении памятников в честь Отечественной войны 1812 года на калужской земле.
           Общеизвестный факт - главным творением И.Д.Ясныгина в области православной архитектуры является Кафедральный собор Троицы Живоначальной (Троицкий собор) в губернском городе Калуге, заложенный еще его предшественником - архитектором П.Р.Никитиным.
           Черты этого шедевра православной архитектуры явно просматриваются и в культовых постройках уездного масштаба, в том числе:
           Преображения Господня на взгорье в г. Боровске (1804),
           Дмитрия Солунского в селе Рябушки (1804) и других уездных сельских храмах, построенных в период деятельности И.Д. Ясныгина на посту калужского губернского архитектора.


Архитектура храма

           Здание церкви построили по типичной для приходских храмов схеме:
           четверик с полукруглой апсидой, одноэтажная трапезная и невысокая двухъярусная колокольня. Во внешнем облике храма нашли отражение формы провинциального классицизма. Квадратный в плане объем четверика украсили с северного и южного фасадов двухколонными портиками, увенчанными ротондой с куполом, на который, в свою очередь, поставили главу в виде бельведера. Фасады трапезной декорировали арочными нишами и белокаменными карнизами больших выносов. Верхний ярус колокольни украсили колоннами тосканского ордера. В целом же наружная отделка храма была выполнена скромно и лаконично.
           По признанию современников это был один из самых благоустроенных храмов города. Приход был известен тем, что имел богатую библиотеку и расширенную, опытную канцелярию.


Война с Наполеоном

           События войны с Наполеоном в 1812 году и прихода французов в Боровск, не оставили в истории храма сколь-нибудь ярких воспоминаний у прихожан и заметных следов во внешнем и внутреннем облике храма.


Пожар 1857 года

           Страшным, разрушительным событием в истории церкви стал городской пожар, происшедший 22 мая 1857 г.
           От пожара пострадала главка с вызолоченным крестом, которая «чрез огонь сгорела и упала», повредив купол храма. Сгорела крыша на алтаре и местами обгорела на трапезной. Огнем был поврежден шпиль на колокольне и все внешние деревянные конструкции храма. Сгорели сторожка, сарай для дров и часовня. Интерьер храма в целом не пострадал. Повреждены были только царские врата и их завесы, а в приделе Покрова Пресвятой Богородицы оказались сдвинутыми с места престолы. Предусмотрительные прихожане вынесли из храма и часовни иконы и церковную утварь. Ущерб составил 1700 рублей серебром.
           Впоследствии прихожане сделали все возможное для восстановления храма. На их средства был возобновлен также иконостас, а своды расписаны масляной краской.


Расцвет

           В 1916 году храм имел доходы, получаемые от кружечного сбора, процентов с капитала, положенного на вечное хранение, и со сдаваемой в аренду пахотной и сенокосной земли.
           В кредитных учреждениях накопилась к этому времени сумма в 15150 рублей. В приходе храма числилось в тот год 33 дома, в которых проживали 68 мужчин и 63 женщины. Числились в приходе и 40 домов иноверцев и старообрядцев, в них проживали 52 мужчины и 68 женщин.


Собственность

           Находились в ведении храма также два дома. Один двухэтажный каменный был построен в 1848 году московским купцом Алексеем Гавриловичем Поповым под богадельню для проживания в нем «12 человек женского духовного звания».
           По описаниям начала ХХ в. дом, крытый железом, стоял на крутом обрыве, сползавшем вниз под гору, на церковной земле. Занимал дом 20 аршин в ширину и 17 аршин в длину. Имелись при нем и надворные постройки. Богадельня была обеспечена вкладом в 12000 рублей. Очень большие по тем временам деньги.


Доходы

           Периодически дом сдавался в аренду. Предположительно, со второй половины 1882 г. по 1891 (или 1896) гг. в нем размещалось Боровское уездное училище, которое в те годы занимало верхний этаж и ? части нижнего этажа, а ? нижнего этажа занимал священник с семьей.
           Кстати, именно в этом здании и преподавал учитель арифметики К.Э. Циолковский. Во втором доме вдовы священника Павловского, тоже принадлежавшего храму Преображения «на взгорье», размещалась библиотека училища и квартира штатного смотрителя.
           С 1 октября 1896 г. по 1898 г. одноэтажный дом сдавался в аренду женской второклассной школе, а в 1916 г. в нем, возможно, располагалось Боровское городское приходское училище для мальчиков.


1917 год

           Большевистский переворот в октябре 1917 года лишил храм всей его собственности. Одноэтажный и двухэтажный церковные дома перепланировали под квартиры для мирских людей, в которых и по сей день проживают их потомки (ул. Урицкого, дом 9 и дом 21).


Два храма Преображения Спаса

           Здесь необходимо сделать маленькое отступление.
           До 50-х годов прошлого ХХ столетия в центре города Боровска стояли две церкви, названные в честь праздника Преображения Спаса.
           Одна - на Спасской улице, которую сейчас называют именем одного из самых страшных палачей партии большевиков - улица Урицкого. Про эту церковь - «на взгорье» - мы сейчас и рассказываем.
           А на месте, где сегодня стоит памятник вождю коммунистов – Ленину, до 1957 года стояла также церковь Преображения Спаса - «на площади».

           Два храма с одной честью-названием, смотрящие друг на друга, практически рядом стоящие.
           Храм Преображения «на площади» взорвали, чтобы поставить памятник Молоху, а вторая церковь «на взгорье» (созвучно – «на горе человеческом», «на горестях» - однокоренные слова) сегодня как будто несет на себе за двоих печать всех горестей периода власти безбожников.
           Интересно, что Ленин-памятник указывает своей рукой направление в сторону церкви Преображения Спаса «на взгорье».


Последний настоятель

           В 1923 г. храм закрыли.
           Последним настоятелем храма Преображения был священник Андрей Иванович Жаров. Родился он в 1873 году в деревне Ново-Скалово Калужского уезда (ныне Дзержинский район Калужской области). По окончании в 1900 году Калужской Духовной семинарии Андрей Иванович Жаров был рукоположен в священники и назначен в служение в Свято-Троицкий женский монастырь в Тарусе. В 1916 году отец Андрей был переведен настоятелем храма Преображения Господне «на взгорье». Через двадцать один год служения в Боровске в 1937 г. большевики арестовали отца Андрея и 3 декабря того же года его приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.
           Дальнейшая судьба последнего настоятеля неизвестна.


Великая Отечественная

           Во время оккупации 1941-1942 гг. храм был превращен фашистами в склад оружия и амуниции, а при отступлении немцы подожгли его.
           В результате пожар уничтожил переплеты почти всех окон, стены и своды внутри храма закоптились, масляная живопись осыпалась вместе со штукатуркой. Кроме того, здание было обстреляно в ходе боевых действий: встречались выбоины от снарядов и ружейно-пулеметного обстрела на фасадах храма.

           Восстанавливать его никто не собирался. В 1942 г. здание отдали «Заготзерну» и, как смогли, приспособили здание храма под мельницу.


Послевоенный период

           В послевоенное время в нём была устроена мельница, которую разобрали в период с декабря 2008 г. по апрель 2009 г.
           Судя по огромному труду отца Алексия Кузина в процессе демонтажа металлических конструкций мельницы размером на всю высоту внутренней части церкви, постарались при строительстве мельницы усердно.
           После войны внутри храма Преображения расположили складские помещения торговых и хозяйственных организаций города.
           В одно время в нем продавали керосин. Народная молва «окрестила» храм новым именем - «Спас на керосине».
           В конце XX века храм использовался под склад. Позже, до самой передачи Калужской епархии, храм находился в ведении МУП «Сосновый бор».


В.С. Канунников

           В 1987 году решением исполкома Калужского областного совета народных депутатов зданию Преображенской церкви был дан статус памятника местного значения.
           Отрадно, что в течение последующих нескольких лет усилиями местных энтузиастов во главе с председателем горисполкома В.С. Канунниковым (мэром г. Боровска) была проведена частичная консервация и наружная реставрация храмового здания с установкой на его главке креста. Но в дальнейшем для сохранения некогда самой благоустроенной церкви в Боровске ничего не делалось.
           До 2002г. здесь находился склад городских коммунальных служб.

           Храм продолжал разрушаться. Были выломаны двери, окна.


Возврат в РПЦ

           12 февраля 2001 г. в администрацию Боровского района обратился митрополит Калужский и Боровский Климент в просьбой вернуть церковь Русской Православной Церкви.
           13 декабря 2001 года здание храма Преображения Господне было передано в безвозмездное пользование Московскому Патриархату Калужской епархии Русской Православной Церкви – возвращено настоящим владельцам.

           26 октября 2008 года настоятелем храма был назначен протоиерей Алексий Кузин, который до того времени являлся вторым священником в Благовещенском Соборе г. Боровска.


Покаяние?

           14 октября 2009 г. состоялась первая Божественная Литургия после 86 лет разрушений. Очень долгое время храм громили, оскверняли. Его стены замерзли, колокола исчезли. Стоит он поруганный, холодный, оплеванный большевиками и ждет.
           Терпеливо, молча, ждет, когда придут к нему верующие и отремонтируют, отмоют, очистят, отогреют, а, главное, от своего имени и от имени давно усопших предков попросят простить их.

           Возможно ли это под указующим перстом мраморного Ленина...
           Возможно ли это, пока церковь стоит на улице, несущей название организатора массовых убийств, репрессий православных и староверов... Не знаю...

           Покаяния ждет храм.

           И милости.


           (Частично использованы материалы
           книги «Святые свидетели вечности»,
           автор и составитель Лошкарева Н.П., 2009)




  На главную страницу
Hosted by uCoz